воскресенье, 16 ноября 2014 г.

О бесконфликтной дрессировке.

Вместо эпиграфа:

После недельной голодовки лев согласился, что царь зверей не он, а сторож зоопарка.

В, принципе, на этом статью можно бы и закончить. Ибо краткость - сестра таланта.
Однако, как говорил мой хороший знакомый: "А поговорить?".
И так.
Понятие "Бесконфликтная дрессировка" подразумевает способ обучения собаки, при котором не вы принуждаете собаку к совершению нужного вам действия, а  она сама демонстрирует желание это действие совершить.
Возникает вопрос - откуда его, это желание взять.
Чтобы дрессировка была успешной, надо выявить (или создать) у собаки преобладающую потребность и, в качестве поощрения, позволять её удовлетворить. Чуть-чуть.
=====
Собака, как и любое живое существо постоянно испытывает потребность в чём-то. И, как правило, чего-то одного хочется сильней, чем всего остального. Эта, самая сильная, потребность и называется преобладающей.
=====
Вспомним, что потребность создаётся дефицитом. Другими словами, делаем "хорошо", а потом делаем, как было, а "хорошо" выдаём очень маленькими порциями, исключая любые посторонние источники его получения. Именно по этому мы, чтобы потребность в игре сделать преобладающей, с собакой недоигрываем. Чтобы преобладающей сделать потребность общения с хозяином, лишаем собаку возможности с ним общаться постоянно (применительно к нашему, человеческому, социуму есть хорошее понятие: бойкот).
=====
Именно по этому многие спортивные собаки живут в режиме: клетка-площадка-клетка.
=====
С едой ещё проще. Ибо отсутствие еды чревато прекращением жизни и собаки прекрасно это понимают.
=====
Есть хорошая статья: " Ваша собака не пищевик? Вы, просто, не умеете её готовить". Весьма рекомендую.
=====
После того, как преобладающая потребность сформирована, можно приступать к работе. Правило простое: все жизненные блага собака должна заработать.
Хочешь играть - сделай то, что мне надо. Хочешь есть - сделай то, что мне надо...
Рассмотрим, как говорят физики, сферическую модель в вакууме.
Допустим, есть человек, от которого мне что-то нужно. И он зависит от меня в той же степени, в которой от нас с вами зависят наши собаки.
Например - это красивая женщина, от которой я хочу добиться "большой и чистой любви").
Для начала я подхожу к ней, рассказываю, как она красива и делаю предложение: "Приходи на сеновал". Получив отлуп, не устраиваю скандала. Я, просто, прекращаю её кормить.
При этом, с огромным бутербродом в одной руке и "сиротской" кружкой чая в другой, каждый день рассказываю ей, как она красива. Раньше или позже, но наступит момент, когда она скажет мне: "Андрюш. Ты такой классный мужчина. Я так хочу с тобой на сеновал... Ну очень, уж, кушать хочется". Всё. Конфликт есть? Конфликта нет. Ибо я её не заставлял. Она сама предложила.
=====
Вспоминается: "Мы его не грабили. Мы его только били. А телефон он сам отдал".
=====
То, что я описал, есть короткая дорога, по которой быстро-быстро бежал волк.
Если же, как Красная шапочка, не спеша идти по длинной, то алгоритм, в общих чертах, остаётся прежним, но с большим количеством подробностей.
Сначала я кормлю её тогда, когда она на меня смотрит. Потом, когда смотреть она будет только на меня, я начинаю кормить её только тогда, когда она со мной разговаривает. После этого, я буду кормить её только тогда, когда она ко мне прикасается... Результат будет тем же.
Самое интересное, что результата, в этом случае, можно достичь гораздо быстрей.
=====
Старая русская поговорка: Тише едешь, дальше будешь".
=====
Принято считать, что только такой подход можно считать гуманным.
Действительно ли это так, решать вам.
Я, со своей стороны, должен заметить, что не так всё плохо и мрачно. И, при грамотном подходе, этот способ даёт потрясающие результаты. Например драйв, который другими способами получить почти невозможно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий